Письмо Минфина об установлении ограничений розничной продажи алкоголя в Чувашии

Письмо Минфина России от 17.07.2017 N 03-14-08/45542 об установлении ограничений розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в Чувашской Республике

В связи с обращением с предложением о внесении изменений в Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон) в части наделения субъектов Российской Федерации полномочиями по установлению дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе полного запрета на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, Минфин России сообщает.

Согласно абзацу второму пункта 9 статьи 16 Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.

В то же время пунктом 4 статьи 18 Закона установлено, что лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются отдельно на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

Таким образом, розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания являются разными видами деятельности.

Исходя из вышеизложенного органы государственной власти субъектов Российской Федерации не вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции (в том числе полный запрет на розничную продажу) при оказании услуг общественного питания.

Необходимо учитывать, что предприятия общественного питания способствуют формированию культуры потребления алкогольной продукции, поскольку алкоголь в них в основном продается порционно и употребляется в общественном месте. Таким образом, увеличение количества предприятий общественного питания может являться одним из инструментов смещения структуры потребления алкогольной продукции в сторону менее крепкой (вино, пиво), что соответствует одной из основных задач Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 2128-р.

В связи с этим предложение по внесению изменений в Закон в части наделения субъектов Российской Федерации полномочиями по установлению дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе полного запрета на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, не поддерживается.

Одновременно сообщаем, что положения постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2012 г. N 481 "Об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Чувашской Республики" в части установления дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания противоречат Закону и должны быть приведены в соответствие с действующим законодательством.

Заместитель Министра финансов Российской Федерации И.В.Трунин