ПЭТ или не ПЭТ
В июне Госдума РФ поставила точку в многолетней истории о запрете пластиковой тары для розлива слабоалкогольных напитков. Итог несколько удивил – законодатель установил лимит в 1,5 литра с 1 января 2017 года. То есть самые ходовые бутылки с прилавков никуда не денутся. Участники рынка гадают, какой скрытый смысл несут в себе принятые поправки. Многие считают, что за те 5 лет, которые велась борьба против ПЭТ, законопроект попросту выдохся, и на подпись президенту поступила декоративная норма. По сути, это – фиговый листок, который должен прикрыть неприлично большие объемы пива на прилавках.
“Ограничение объемов ПЭТ-тары и крепости алкогольной продукции разливаемого в данную тару будет способствовать снижению разовой дозы потребления в 3-4 раза, а розлив алкогольной продукции в тару меньшего объема увеличит стоимость алкоголя”, – говорилось в пояснительной записке к законопроекту. Однако эксперты сходятся во мнении, что с заботой о здоровье населения поправки никак не связаны.
“Полуторалитровые бутылки остаются и останутся, скорее всего, навсегда. Как здравый смысл и подсказывал. Поэтому никакого влияния на пивной рынок запрет больших объемов не окажет. Такая мера не может повлиять на потребление и производство. Производители не сократят объемы – они разольют пиво в меньшие емкости. Государство по акцизам получит то же самое. Кто-то, может быть, считает, что у нас потребитель такой недалекий, что не догадается вместо трехлитровой баклажки взять две по полтора литра? При том, что все это примерно одинаково стоит”, – заявил “Уралинформбюро” гендиректор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз.
Стоит отметить, что изначально действие закона должно было “зацепить” всю пластиковую упаковку для алкоголя объемом более 0,5 литра. Лобби приписывали производителям стеклотары и алюминиевых банок. Однако итоговая версия закона и для них оказалась пустышкой. “Закон по ограничению объема фактически ничтожный. Как разливалось 60% пива в ПЭТ-тару, так и будет разливаться. Может быть, процентов на 5% поменьше. Производителям вполне хватит объемов в 1,5 литра. Самые значительные подвижки были бы при лимите в 0,5. И у банок, и у бутылок, и у ПЭТ-тары были бы равные условия. По цене в том числе”, – рассуждает директор департамента стеклянной тары Стеклосоюза России Павел Горшков.
Пивовары в свою очередь уверены, что ни стекольщики, ни алюминиевые заводы не потянут те объемы, которые нужно будет закрыть при запрете ПЭТ от полулитра. “У нас в стране в принципе нет столько стекла и алюминия. Если отменить ПЭТ-тару, то крупные пивоваренные компании будут скупать вообще все стекло. Более мелкие производители останутся без упаковки. Кроме того, малым пивоварням нужно будет установить новое оборудование, приспособленное для розлива пива в стекло и алюминий. Оно стоит несколько десятков тысяч евро”, – рассказал “Уралинформбюро” глава Союза пивоваров Южного Урала, директор ООО “Лаборатория живого пива” Илья Ройтенберг.
К алюминию производители пива относятся скептически. На пивоварнях банки считают опасной упаковкой. “Алюминиевая банка несет в себе большую опасность, чем ПЭТ. У нее есть внутренний лаковый слой. При малейшем ударе этот слой повреждается. Лак уходит в продукт. Кроме того, пиво начинает соприкасаться с железом. Все, что содержится в сплавах, попадает в напиток”, – делится гендиректор ООО “Тагильское пиво” Андрей Андреев.
К слову, за 5 лет пивовары натерпелись немало – перевес был то на одной, то на другой стороне. “Мы эти годы находились в подвешенном состоянии. Морально давно были готовы к этим изменениям. Более того, готовились к полному запрету ПЭТ-тары. Но это, конечно, обернулось бы катастрофой для отрасли. Я считаю, что законотворцы ответственно подошли к этому вопросу. Ограничения в 1,5 литра – это нормально, никаких изменений в объемах производства не будет. Но мне немного непонятно, что этот закон даст”, – недоумевает Илья Ройтенберг.
Все же одна догадка у пивоваров есть – многие из них пеняют на производителей крепкого спиртного. “По-моему, осложнить жизнь производителям “легкого” алкоголя пытаются в угоду поставщикам крепкой продукции. Мне бы не хотелось, чтобы власти играли на стороне одного какого-то напитка. Давайте тогда объемы водки до 100 граммов доведем”, – сетуетИ.Ройтенберг.
Впрочем, любители крепких и легких напитков это, как правило, две разных касты, и заманить “пивняков” в 40-градусный сегмент практически невозможно. Куда более правдоподобным выглядит уход потребителя в “розлив”. “Думаю, от ограничения объемов тары выиграют магазины разливного пива. Этот сегмент, к слову, считается достаточно “серым”. Мы же работаем с крупными пивоваренными компаниями. Часть объема, безусловно, перейдет на позицию 1,5 литра. Но какая-то часть “перетечет” в розлив. Им никто не запрещает наливать и по 3, и по 5 литров в одну тару”, – отмечает первый замдиректора торговой компании “Кредос” Иван Блинов.
Производители пива здесь “подножки” не видят. В общем-то, они могут работать и на розлив. Более того, в случае если законодатель пойдет по тропе ужесточения норм, они готовы максимально уйти в этот сегмент, считает директор “Тагильского пива”. “Мы не побежим к стекольщикам, мы просто будем больше производить разливного пива. Потребителю неудобно приобретать стекло. Большую, чем сейчас, популярность пиво, разлитое в стеклотару, не приобретет”, – уверен Андрей Андреев.
Участники рынка продолжают гадать о целях нововведения. Некоторые из них полагают, что искать глубины в законе не стоит – поправки приняты для галочки и удовлетворили лишь общественников, которых смущали пятилитровки. “Большие баллоны – 5, 3 и 2,5 литра бросались в глаза на розничных прилавках. В первую очередь, общественникам и борцам за трезвый образ жизни. Это выглядело вызывающе на фоне, например, питьевой воды. Вот теперь все в одном ряду – бросаться в глаза не будет, возбуждать не будет”, – резюмирует Вадим Дробиз.