​Пена в кризис

Что происходит с потреблением пива в кризис, и как это влияет на бары и производителей 

Пена в кризис

Покупательская способность россиян упала. Это фиксирует уже не только статистика, а почувствовали на себе многие сегменты рынка. Люди ужимают расходы, вместе с ними это приходится делать и частному бизнесу. Хотя, возможно, исключением может стать торговля алкоголем. Есть мнение, что в кризис люди склонны чаще ходить в бары, пытаясь отвлечься от проблем. Так ли это? И как экономический спад повлиял на предпочтения горожан в деле потребления пива?

Хорошего – понемногу

Саратовский «Хэратс паб» – заведение, рассчитанное на определенный сегмент потребителя. В пабе почти не торгуют пивом российского производства. По словам совладельца бара Юрия Денисенко, с началом кризисных времен средний «пивной» чек в «Хэратсе» заметно снизился. Люди продолжают ходить в заведение, но тратят там уже меньше. «Если раньше человек был готов выпить столько, сколько хочет, то теперь – столько, на сколько ему хватает денег, – объясняет Денисенко. – Это стало происходить чаще. Те, кто раньше не смотрел на цену, теперь на нее смотрят».

Посетители экономят по-разному. Кто-то переходит на более дешевые сорта пива. «Если хорошее пиво можно попить за 200 рублей, такой человек уже не будет платить за него 300 рублей, – объясняет предприниматель. – Даже те, кто приходил попробовать свой любимый сорт, уже пытаются искать что-то более бюджетное». При этом собеседник подчеркивает, что качество потребляемого гостями пива все равно не снижается радикально. Ведь даже в условиях кризиса люди не спешат отвыкать от хорошего.

«Я плохо представляю клиента, который привык к высокому качеству продукции, а теперь станет выбирать самый бюджетный сорт, – объясняет Денисенко. – Он уже не сможет это пить. Просто если раньше человек пил "Гиннесс", то теперь он пьет "Хайнекен"». Подтверждает Денисенко, что есть и такие клиенты, которые не готовы отказываться от любимого сорта пива, поэтому просто пьют его меньше. «Человек, который раньше пил 6-7 кружек «Гиннесса», сейчас пьет 3-4. Либо приходит реже. Это видно», – поясняет предприниматель.

Мнение о том, что в кризисные времена люди ходят в бары чаще, собеседник прокомментировал так: «Ходят, может быть, и чаще, но тратят там меньше».

Большие остаются, маленькие уходят

Для баров ситуация осложняется тем, что цены на зарубежное пиво выросли вслед за удорожанием валюты. Денисенко оценивает рост цен как значительный, хотя и не настолько сильный, как само по себе изменение стоимости доллара и евро. Иначе импортное пиво стало бы российскому потребителю просто не по карману. Удорожание постарались смягчить сами производители. «Гасят разницу за счет каких-то маркетинговых расходов», – пояснил собеседник. Пришлось ужиматься и барам. «По сравнению с прошлым годом мы подняли цену на пиво не более чем на 10 процентов. Да даже три года назад, когда мы открывались, кружка «Гиннесса» стоила у нас 310 рублей. Сейчас – 340 рублей. То есть 10 процентов за три года». Сдерживать цены пришлось как за счет урезания расходов («Где-то ушли от посредников, стали брать напрямую»), так и за счет снижения барной наценки. При этом собеседник отмечает, что какого-то «мощного удара» по заведению все равно нанесено не было.

На вопрос, стал ли кризис в финансовой сфере причиной кризиса в барной отрасли, Денисенко отвечает, что «однозначно кризис присутствует, но у всех по разному». По его наблюдениям, произошло перераспределение рынка: маленькие заведение, у которых дела шли и без того плохо, не смогли выдержать новых условий. Часть их рынка забрали более крупные игроки.

«Большие остаются, маленькие уходят. Мне кажется, что так», – резюмирует собеседник. Оставшиеся заведения пока справляются с ситуацией. Вопрос в том, насколько их хватит – поводов для настороженных прогнозов все еще слишком много. «Платежеспособного спроса пока хватает, но тенденции нехорошие», – поясняет Денисенко.

А вот новым заведениям придется уже сложнее – на них платежеспособного спроса в Саратове, вероятно, уже не хватит. «Боюсь, от того, что будет больше заведений, спроса больше не станет, – осторожно отмечает собеседник. – Как бы мне самому этого не хотелось». Хотя однозначно утверждать, что емкость рынка полностью выбрана, не берется. По мнению Денисенко, городу, возможно, вообще нужен новый формат заведений, который откроет перед предпринимателями новые перспективы. «Ведь действительно интересные идеи могут пройти даже в военные годы», – резюмирует собеседник.

Чужеземные хмели

Бары сети «Декабрист» также предлагают саратовцам достаточно сегментированный продукт – крафтовое пиво (варится ограниченным тиражом по особым рецептам). Как признает совладелец сети Андрей Данякин, ситуация в экономике на работе его заведений сказалась не слишком сильно: «Особых колебаний нет. С учетом того, что основная наша аудитория – люди среднего достатка и выше».

Однако снижение покупательской способности населения чувствуется и здесь. «Возможно, мы наблюдаем незначительное уменьшение среднего чека. Но, тем не менее, посещаемость не упала, – отмечает собеседник. – Какие-то колебания, конечно, есть, но они не настолько заметны». В результате выручка баров хоть и подвержена волнообразным изменениям, но все равно по большей части пока остается на прежнем уровне.

Теорию о росте посещаемости баров в сложные времена предприниматель подтвердил, но с оговоркой: «Есть тенденция: когда у людей какие-то проблемы с достатком, они чаще тратятся на какие-то маленькие радости. Но в условиях нашей работы перемены не сильно заметны. Возможно, из-за тех факторов, что люди чаще заходят, но меньше тратят».

«Декабрист» работает с 2014 года, поэтому сравнивать кризисные и докризисные времена бизнесмену сложно. Но крафтовое пиво, по его словам, дорожает. Причем даже то, которое сварено в России. «Крафтовое пиво – такой ремесленный продукт, который производится исключительно из зарубежного сырья, – поясняет Данякин. – Российский солод не дотягивает до этого уровня. А с хмелем в России, по-моему, вообще плохо. Хмели используются в основном американские, новозеландские. Поэтому с учетом того, как сейчас обстоят дела с импортом, пиво только вверх растет».

По оценке предпринимателя, за год пиво выросло в цене на 20-30 процентов. Серьезный скачок цен был в конце 2015 года, однако сейчас ситуация «устаканилась». Собеседник объясняет это тем, что в последние годы в России открывается много крафтовых пивоварен, поток импортного сырья растет, и это дает возможность поставщикам снизить цены. Резких скачков нет, хотя плавного роста цен все равно никто не отменял.

Крафтовый бум

Похоже, что Саратовскую область не обошел стороной бум популярности крафтового пива, который в последние годы переживает Россия. Во всяком случае, за два года «Декабрист» смог открыть в Саратове и Энгельсе пять заведений. Недавно в городе открылось альтернативное крафтовое заведение «PinUp Pub». Однако, как поясняет Данякин, на текущий момент крафтовый потенциал региона уже выбран, и даже «Декабрист» не планирует открытие новых точек. «Та аудитория, которая стремиться пробовать новое, разбираться в пиве – нельзя сказать, что она безразмерна, – отмечает собеседник. – В Саратове она пока еще набирается». При этом в будущем расширение рынка, конечно, вполне возможно.

В Саратовской области готовят и сам крафтовый напиток. Тот же «Декабрист» сотрудничал с хвалынской пивоварней, которую Данякин охарактеризовал как «вполне достойную». Отдельная крафтовая пивоварня недавно открылась и в самом Саратове. Но численность такого пивного производства в регионе пока невелика. По словам нашего эксперта, это совсем не значит, что дела с варкой крафта на земле саратовской обстоят как-то особенно плохо. Просто пока местное предпринимательское сообщество не обратило на этот сегмент рынка большого внимания.

«Возможно, саратовские предприниматели, которые работают в сфере производства пива, просто не ценители разнообразия, а приверженцы каких-то классических чешско-германских рецептов, – объясняет причину Данякин. – Я общался с некоторыми, и примерно такое мнение у меня сформировалось». При этом, по его словам, российское крафтовое пиво вполне успешно может конкурировать с импортным по качеству. Ряд российских пивоварен настолько хорошо себя зарекомендовали, что некоторые потребители даже предпочитают российский продукт иностранному.

Смещение в розлив

Поведение потребителей изменилось не только в барах вроде «Декабриста», и «Хэратс паба», рассчитанных на посетителей с определенным достатком. Почувствовали это и магазины разливного пива, ориентированные на более массовый спрос. Однако каких-то глобальных изменений в них тоже не замечают.

«Так называемый кризис, конечно, повлиял на потребительский спрос, – отмечает директор по маркетингу группы компаний «Лазурит» (сеть магазинов «Бирфест» и «Айсбирг») Наталья Четчасова. – Эта тенденция наблюдается не только в нашей сфере, она – общероссийская. Покупки сместились в более «дешевый» сегмент, немного упал средний чек, люди внимательнее стали относиться к деньгам и стараются экономить. Но говорить о том, что это явление ярко выражено, не стоит. Доля таких покупателей всего лишь 10-12 процентов».

Снижения спроса на пиво в сети не заметили. «Падения общего спроса на пиво мы не видим, – пояснила Четчасова. – Это – продукт с ярко выраженной сезонностью, его продажи в лето возрастают в разы. Другое дело, что покупательские предпочтения немного сместились в сторону сортов с оптимальным соотношением цена-качество».

Изменение цен на пиво Четчасова связывает не только с кризисом. «Цены на пиво российские производители поднимают на 4-5 процентов каждые полгода, – отмечает руководитель. – Это связано, на мой взгляд, не столько с кризисом, сколько с уровнем общей инфляции в стране, а также с увеличением себестоимости производства (сырье, транспортные расходы, общехозяйственные затраты и т. д.). Особенно это касается производителей, использующих дорогие импортные сорта хмеля».

Покупай российское. Или не покупай

Если импортное пиво дорожает сильнее, чем российское, можно ли сказать, что кризис пошел нашему производителю на пользу, и потребитель стал чаще обращать на него внимание? «Безусловно, – да», – отмечает Четчасова. Причем речь идет не только о чисто российских сортах. «Я бы выделила особый сегмент на рынке: так называемый на языке профессионалов импорт–лицензия, – поясняет она. – Это производство некоторых сортов известных европейских брендов в нашей стране по лицензии. Цена на пиво в данном случае может быть ниже на 30-40 процентов. Для потребителя это – существенная разница».

Однако представитель сети уверена, что настоящие гурманы напитка считают, что между пивом, произведенным за рубежом, и изготовленным в России по лицензии, все равно есть разница.

Роман Дрякин
fn-volga.ru