Нижегородские депутаты запрещают заведения с продажей спиртного в жилых домах

Вчера депутаты законодательного собрания Нижегородской области одобрили поправки, серьезно ужесточающие штрафы за розничную продажу алкоголя в заведениях, расположенных в многоквартирных жилых домах или пристроях к ним. Все такие бары и кафе, площадь которых менее 100 кв. м, с июня попадают под запрет. Против предложенной редакции выступали представители думы Нижнего Новгорода и бизнес-омбудсмен, считающие, что поправки, скорее, приведут к закрытию лицензированных заведений, а на нелегальный оборот «бормотухи» и контрафакта не повлияют. Тем не менее, победила точка зрения большинства о том, что продаже алкоголя в жилых домах не место.

Споры на вчерашнем заседании законодательного собрания Нижегородской области вызвали поправки к региональному КоАП и закону, регулирующему розничный оборот алкогольной продукции. В частности, введен запрет на продажу спиртного в разлив («для потребления на месте покупки») в заведениях, которые размещены в многоквартирных домах и пристроенных к ним помещениях, если их входы расположены со стороны подъездов. Размеры административных штрафов за нарушение также повышены: на граждан — от 2 тыс. до 5 тыс. руб., на должностных лиц — от 10 тыс. до 15 тыс., а юрлица будут наказываться на 100-150 тыс. и 300 тыс. руб. в случае повторного нарушения. Запрет не касается заведений, площадь которых превышает 100 кв. м.

Как пояснил глава регионального минпромторга Александр Макаров, предоставлен переходный трехмесячный период: поправки начнут действовать с 1 июня 2016 года, чтобы владельцы таких заведений могли расшириться либо перепрофилировать бизнес. «Насколько нормальна ситуация, когда в одном и том же четырехэтажном доме расположены сразу три «разливайки» и детская молочная кухня?» — поинтересовалась коммунистка Валентина Аристова. «Это ненормально, и законопроект мы вносим именно для того, чтобы эти «разливайки» закрыть», — согласился министр. Отвечая на вопросы депутатов, он пояснил, что администрировать закон будут органы МСУ: «Чиновники с рулетками будут ходить и мерить». Всего в Нижегородской области, по подсчетам министерства, под запрет попадут 144 питейных заведения из 295, расположенных в многоквартирных домах.

У ряда депутатов законопроект вызвал серьезные нарекания. По мнению Галины Клочковой, среди 144 подлежащих закрытию баров наверняка есть «нормальные и законопослушные», метраж которых не дотягивает до 100 кв. м. Владимир Буланов заявил, что «рюмочные на Руси были испокон веков», а бороться надо, как это делают в других регионах, с нелегальной продажей алкоголя и спаиванием народа «фанфуриками» и «прочим денатуратом». «В чем я вас должен убеждать? В том, что у нас по прошлому году более 300 отравлений алкоголем? Надо убрать с глаз долой эти «разливайки» из жилых домов и спальных районов! Мы же за то, чтобы наши граждане меньше пили, это же не оспаривается?» — возражал депутатам Александр Макаров, предлагая развивать вместо рюмочных библиотеки и спортзалы. Никто из депутатов принципиально против антиалкогольной кампании правительства не возражал, но претензии были к предлагаемой редакции документов. От имени городской думы и предпринимательской организации «Опора России» выступил Владимир Панов, заявив, что закон направлен в первую очередь против легального малого бизнеса, который получает лицензии на продажу алкоголя, подключается к ЕГАИС, платит налоги и так далее. Он рассказал, что на территории его депутатского округа совместно с надзорными органами и силовиками за шесть лет по жалобам жителей было закрыто около 10 питейных заведений в жилых домах и только одно из них имело лицензию. «Мы лишаем малый бизнес возможности выживать в кризисный период. Люди платят налоги, а мы бьем их палкой по голове. Я не согласен и с цифрой 144 заведения по региону: только в Ленинском районе их 40, подпадающих под закрытие по вашим критериям. Мы легальный бизнес сейчас сделаем нелегальным», — подытожил Владимир Панов, попросив отталкиваться от нарушений, а не вводить общий запрет. Он добавил, что в декабре 2015 года депутаты заксобрания уже поднимали штрафы, но нет никакой статистики, сколько нарушений выявлено в розничных продажах спиртного и сколько штрафов собрали муниципалитеты, поэтому очередное серьезное ужесточение санкций выглядит нелогичным.

Представителя «Опоры России» поддержал и бизнес-омбудсмен Павел Солодкий. Он добавил, что надо заставлять прокуратуру и МВД закрывать именно нелегальные точки, а количество чиновничьих проверок с декабрьского двукратного повышения штрафов «скорее всего, стремится к нулю». Владимир Буланов предположил, что для проверяющих из МСУ создается коррупционная среда: муниципалы за мзду предпочтут налагать штрафы на предпринимателей как на граждан, а не как на должностных или юридических лиц.

Впрочем, все просьбы принять законопроект лишь в первом чтении и до лета серьезно его доработать были встречены дружной критикой депутатов, не желающих мириться с «разливайками». «Почему при словосочетании «малый бизнес» мы чуть ли не в оргазм впадаем? А нужен ли нам такой малый бизнес, где водку разливают и прочее?» — посетовал один из парламентариев. Министр Александр Макаров добавил, что в полиции, куда также жалуются граждане, просили гораздо сильнее ужесточить меры в отношении распивочных как источников криминала. В итоге подавляющим большинством голосов депутаты приняли поправки сразу в двух чтениях. «Продажа алкогольной продукции должна быть поставлена в цивилизованные рамки, безопасность наших граждан — безусловный приоритет. Именно эти аргументы и стали ключевыми для принятия предложенного законопроекта», — резюмировал спикер областного парламента Евгений Лебедев.

Роман Кряжев
http://www.kommersant.ru/