Есть ли перспективы у рынка крафтового пива в России

Производство крафтового пива набирает обороты. Несмотря на конкуренцию с гигантами рынка и усиление контроля со стороны государства, продукция частных пивоварен остается в тренде. Сколько продлится "крафтовый бум"? И можно ли на нем заработать? Разобрался Иван Корякин.

Фото: Юрий Мартьянов / Коммерсантъ

Интерес к крафтовому пиву активно растет в России уже на протяжении трех лет. Как отмечает агентство Bloomberg, за последние пять лет число микропивоварен в России выросло в десять раз. Этому во многом способствует кризис, который привел к подорожанию импортного сырья.

"Крафтовый бум" не только обратил на себя внимание аудитории, но и заставил насторожиться крупные пивоваренные компании. Это отметил главный редактор портала "Алкоголь.ру" Михаил Смирнов: "Крафтовое пиво — это не только самодеятельное пиво. При небольших ресторанах и кафе варят. Сейчас уже в регионах появляются свои пивоварни маленькие, которые обеспечивают дневное закрытие заказов — это вот некое рождение. Это заставит крупных производителей немного поднять качество продукта. Когда крупные производители теряют конкуренцию, они начинают занимать ерундой: вместо солода несоложенку использовать, ферменты".

На данный момент в России нет официальной статистики, отражающей объем рынка крафтового пива. По оценкам экспертов, такая продукция занимает чуть более 1% сегмента.

Российской молодежи крафтовое пиво нравится за его философию. Как поясняют производители, они варят свой напиток не ради прибыли, а ради вдохновения и творческого процесса. Тем не менее, крупные игроки рынка не спешат признать микропивоварни своими конкурентами, сообщил исполнительный директор Союза российских пивоваров Вячеслав Мамонтов. "У вас наверняка могут быть предпочтения на полке в отношении различных алкогольных продуктов — вот там, вполне возможно, возникает конкуренция. С другое стороны, крафтовое пивоварение носит оригинальный какой-то аспект, это ограниченность, по большому счету, в точках продажи. И говорить о какой-то большой конкуренции вряд ли стоит", — считает он.

В то же время транснациональные компании постепенно входят на крафтовый рынок. Так, корпорация "САН ИнБев" вывела на рынок линейку сортов "Сибирский характер": в нее вошли эль, стаут и индийский светлый эль.

Крафтовое пиво — ловкий маркетинговый ход, считает директор Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя Вадим Дробиз: "Это малое производство — самое главное. Как гаражное в производстве вина. О нем просто много говорят — это маркетинговый ход, который позволяет привлечь внимание к продукту. На Западе крафт отходит. Там он раньше начался — лет 15 назад. Поэтому они сейчас придумывают какой-то новый маркетинговый ход в пивной отрасли. Денег там много, придумают, мозгов там тоже много. То же самое и в России будет. Мы с отставанием примерно на пять-семь лет двигаемся".

Ранее газета "Коммерсантъ" сообщила, что Минфин планирует запретить индивидуальным предпринимателям продавать пиво. Это сильно бы ударило по малым пивоварням, которым трудно войти в сетевую розницу. Однако позже в ведомстве заявили, что подобный законопроект не рассматривается.

Подробнее