Эпоха перемен на алкогольном рынке
Реформирование рынка алкогольной продукции, начатое в далеком 1999 году, выходит на финишную прямую. Последние события показали, что подготовительный этап завершен, стартовали активные преобразования:
1. С 1 апреля 2016 года каждый десятый российский розничный магазин потерял право торговать алкоголем. Под запрет попали все, кто не успел подключиться к ЕГАИС. Единая государственная автоматизированная информационная система создана для контроля объема производства и оборота алкогольной продукции еще в 2006 году. Производители и импортеры спиртосодержащих продуктов подключились к ней в 2012 году, предприятия оптовой торговли - с 1 ноября 2015 года, к 1 июля 2017 года дойдет очередь до розничных точек самых отдаленных районов страны. После этого, каждая произведенная или ввезенная в РФ бутылка спиртного будет учтена, а ее путь отслежен от завода-производителя до потребителя.
2. В марте 2016 года Роспотребнадзор России приступил к разработке нормативных актов о запрете порошкового алкоголя. Проект соответствующего закона еще с ноября минувшего года находится на рассмотрении Государственной думы России. Инициаторы борьбы с порошкообразной спиртосодержащей продукцией обращают внимание на сложность контроля качества и каналов распространения сухого алкоголя.
3. 31 марта 2016 года на совещании у Председателя Правительства РФ рассматривался вопрос окончательного запрета выпуска пива в ПЭТ-упаковке. Полиэтиленовая тара наносит вред здоровью потребителей, загрязняет окружающую среду, стимулирует потребление спиртсодержащего напитка, вызывающего алкогольную зависимость.
4. С ноября 2015 года по 28 марта 2016 года суды удовлетворили 156 исков о запрете работы Интернет-магазинов, реализующих спиртные напитки. На рассмотрении органов юстиции еще 50 аналогичных заявлений.
5. В 2015 году было выявлено и закрыто 120 подпольных цехов, выпускавших спиртосодержащую продукцию.
Основы этих изменений были заложены в Федеральном законе № 171-ФЗ от 22 ноября 1999 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». И дорожной карты по стабилизации ситуации на алкогольном рынке, утвержденной правительственной комиссией 27 октября 2015 года.
Главные цели нововведений:
- сокращение нелегального изготовления и реализации алкоголя;
- усиление контроля качества продукции, вытеснение с рынка суррогатов;
- надзор за соблюдением правил продажи спиртных напитков;
- снижение потребления алкоголя населением;
- увеличение поступлений в бюджет.
Каково сейчас состояние рынка алкоголя в стране? По данным отраслевого агентства ЦИФРРА по итогам 2015 года потребители приобрели 865 млн л водки, 58 млн л виски, 245 млн л игристых вин, 110 млн л коньяка, 8800 млн л пива. По данным компании Nielsen, пиво составляет 73% выпитого алкоголя, водка занимает - 10%, алкогольные коктейли - 7%, вино - 5%.
Теневой сегмент алкогольного рынка по оценкам экспертов составляет от 40 до 60% объема. Ежегодно бюджет теряет за счет незаконного оборота спиртных напитков до 30 - 50 млрд рублей.
Тенденции рынка:
- рост продаж пива за счет снижения популярности крепких напитков;
- смещение предпочтений покупателей к продукции дешевого сегмента;
- преобладание в торговых сетях российских брендов;
- общее сокращение потребления алкоголя.
Чего ждать покупателям? Аналитики брендингового агентства KOLORO прогнозируют в 2016 году:
- рост цен на алкогольную продукцию на 10-15%;
- продолжение вытеснения зарубежных торговых марок;
- сокращение доли нелегально произведенных спиртных напитков до 10%;
- уход с рынка или переформатирование 40% мелких розничных торговцев спиртным;
- стимулирование выпуска качественных вин, живого пива в стеклянной и металлической таре.
gazeta-ch.ru