ЕГАИС в деревне: отменить нельзя оставить. (ОБЗОР СМИ по теме)

В Госдуму внесён законопроект об отмене алкогольной ЕГАИС в глубинке, где нет Интернета. Автор – астраханский бизнесмен и депутат областной думы, столкнулся с проблемой лично: нет Интернета – нет связи с ЕГАИС – невозможно продать бутылку. 

ЕГАИС в деревне: отменить нельзя оставить. (ОБЗОР СМИ по теме)
ЕГАИС – это святое, говорит эксперт, отменять её нельзя.

Покупая бутылку с акцизной маркой, мы можем и не знать, что запись об этом поступке сразу попадает в Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС). Более того, она и санкционировала покупку, проверив марку на легальность. То есть алкоголь не поддельный, налоги с него уплачены. Обмен данными, то есть номером марки, между кассой и ЕГАИС происходит моментально, по Интернету. С 1 июля все магазины в городах обязаны так работать, а с 1 июля 2017 года – абсолютно все магазины в стране. Даже там, где нет Интернета.

«Нет Интернета, значит, невозможно достучаться до ЕГАИС, и мы не можем продать, а покупатель – купить, и куда он тогда пойдёт? – риторически спросил «Парламентскую газету» Михаил Дербасов, директор астраханской торговой сети и председатель комитета облдумы по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии. — Правильно, к подпольщикам и самогонщикам. Хотя цель ЕГАИС – как раз вытеснить нелегальные продажи легальными. Это борьба за здоровье и за наполнение местных бюджетов».

«На первоначальном этапе легальный оборот уменьшится на 15% с дальнейшим ростом продажи подделок, и их производства», — сообщает он в пояснительной записке к законопроекту.

В законе о ЕГАИС есть оговорка, что губернаторы передают в Правительство список сельских поселений, где Интернета нет, и там можно торговать по старинке. То есть отправлять отчёт об оптовой закупке, о каждом факте продажи, почтой в Росалкогольрегулирование. Но «сельское поселение» — это юридический термин, зачастую в него входит несколько сёл. И если хоть в одном Интернет есть, то остальные тоже обязаны продавать через ЕГАИС. Ведь на бумаге, юридически, – они «на связи».

«Мы 20 лет в глубинке торгуем, там стоит одна вышка мобильной связи на радиус 10 километров и по телефону-то плохо слышно, — говорит Михаил Дербасов, представляющий в Думе одиннадцать сельсоветов и уполномоченный ею представлять законопроект Госдуме. – А нужен кабель, ЕГАИС работает только с проводным Интернетом. Иначе кассиры будут с бутылками замирать перед покупателем в ожидании связи».

Суть законопроекта проста – заменить термин «сельское поселение» на «населённый пункт» в ФЗ о госрегулировании алкорынка. И таким образом отменить ЕГАИС в сёлах, где Интернета нет. Но Центр исследований федерального и региональных рынков алкоголя против.

«ЕГАИС – это всеобщее благо, к которому страна шла 10 лет, — заявил «Парламентской газете» Вадим Дробиз, глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя. – Её запуск в этом году в городских магазинах дал прирост легального спиртного на 20%. Не потому, что стали пить меньше, а потому что сложнее стало продать-купить поддельное. ЕГАИС его вытесняет. Государству и человеку эта система выгодна, минусов у неё нету и отменять её нельзя. Тем более на селе, где склонны покупать дешёвое и поддельное. Ну а бизнесменам… Решения не видно, его нужно обсуждать».

Иван Снегов
www.pnp.ru