Концепция устойчивого экономического развития российских региональных производителей пивобезалкогольной продукции
Общее положение
Настоящая Концепция определяет цели, задачи и мероприятия по реализации устойчивого экономического развития российских региональных производителей (далее – РРП) пивобезалкогольной продукции (далее – Концепция) в условиях наиболее сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры, основана на рациональном использовании экономических и технологических ресурсов РРП пивобезалкогольной продукции, определяет основные проблемы, с которыми столкнулись РРП пивобезалкогольной продукции в настоящее время и формирует комплекс мер по их преодолению.
Настоящая Концепция основана на положениях Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 2128-р и учитывает План действий Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году, утвержденный Правительством Российской Федерации от 1 марта 2016 года.
Экономические показатели алкогольного рынка в части пивобезалкогольной продукции
Минэкономразвития России в итогах социально-экономического развития Российской Федерации за 2015 год отмечает, что за последние несколько лет рынок алкоголя в России претерпел значительную трансформацию, вызванную, в первую очередь, активным административным регулированием. К концу 2014 года доля алкоголя в потреблении напитков в России опустилась до 36%, что является продолжением долгосрочной тенденции смещения структуры потребления в сторону безалкогольных напитков. В январе-декабре 2015 г. доля водки и ликероводочных изделий (в абсолютном алкоголе) от общего объема продажи всех алкогольных напитков по сравнению с 2014 г. сократилась на 1,0 процентный пункт и составила 38,7%. За этот же период доля пива выросла на 0,9 процентных пункта.
Кроме того, по мнению Минэкономразвития России современный российский рынок пива относится к одному из крупнейших в мире по объему производства и является наиболее динамичным и емким сегментом продовольственного рынка. В последнее десятилетие его развитие характеризовалось неравномерностью.
Предприятия пивобезалкогольной отрасли России функционируют в сложных экономических условиях. Факторы внешнего окружения отрасли представляют собой больше угроз, нежели благоприятных возможностей. В результате этого на рынке пивобезалкогольной продукции в России произошло резкое снижение объемов производства практически всех видов этой продукции и значительное сокращение ассортимента выпускаемой продукции.
По данным исследовательских компаний, по состоянию на август 2015 года в России было зарегистрировано 459 производителей пиво имеющие в качестве основного кода ОКВЭД код 15.96 – «производство пива, в том числе безалкогольного пива», 1074 пивоварни мощностью до 300 тыс. дал в год, 117 тыс. магазинов живого пива и около 5 тыс. пивных оптовиков, не подлежащих лицензированию. Взяв за основу предприятия, не прошедшие процесс ликвидации и не признанные банкротами, а также положительные показатели выручки от продаж за 2013 год выяснилось, что больше всего предприятий по производству пивобезалкогольной продукции находится в Центральном федеральном округе – 89 компаний (19,4%), второе место занимает Сибирский округ – 82 компании (17,9%). Меньше всего предприятий расположено в Северо-Кавказском федеральном округе – 19 (4,1%).
За последние годы сложился устойчивый рост доли потребления пивобезалкогольной продукции в алкогольных предпочтениях россиян, однако Россия остается на четвертом месте в мире по объему потребления спиртных напитков. В среднем житель страны ежегодно выпивает 15,1 л алкогольных напитков в пересчете на чистый спирт. Об этом сообщила Всемирная организация здравоохранения в отчете за 2014 год. Больше всего россияне пьют крепких напитков – 6 л в пересчете на чистый спирт (51% от всего потребляемого алкоголя), пива – около 4 л в пересчете на чистый спирт (38%), вино – около 11%. Это в два с половиной раза превышает среднемировой показатель, который составляет 6,2 л чистого спирта в год.
В 2013 году доля выпуска пивобезалкогольной продукции от общего объема производства алкогольной продукции составила 81,6% (8,34 млрд л.), на втором месте по объему производства находится водка и ликёроводочные изделия с долей 9,2% (0,94 млрд л.). Несмотря на это за 2009-2013 гг. легальное производство пивобезалкогольной продукции в России снизилось более чем на 23%: с 10,8 млрд л. до 8,3 млрд л.
По данным Росстата доля водки (в абсолютном алкоголе) в алкогольной продукции, проданной населению за 10 месяцев 2015 года снизилась до 38,4% с 39,3% за аналогичный период 2014 года. Доля пивобезалкогольной продукции составила 41,8% против 41,1% за 10 месяцев 2014 года. За 9 месяцев 2015 года этот показатель составил 41,9%.
За 10 месяцев 2015 год продажа пивобезалкогольной продукции составила 727,3 млн. дал, что на 3,1% меньше, чем за соответствующий период 2014 года.
Объем производства пива в 2015 году также сокращался: так, если в первом полугодии было произведено 92,3% от объема производства пива в первом полугодии 2014 года, то по итогам трёх кварталов разрыв увеличился и составил 92% от аналогичного периода прошлого года.
Обобщая статистику Росстата можно отметить, что за период с 2007 по 2015 год, более чем на 30% произошло падение производства и розничных продаж пива отечественными пивоварами, со 114 млн гектолитров до 81 млн гектолитров, закрыто около 12 заводов и несколько десятков малых и средних пивоварен и несмотря на повышение ставки акцизов на алкогольную продукцию, как итог произошло снижение объемов собранных акцизов. По данным отчетности Федерального казначейства, поступление алкогольных акцизов в бюджет (кроме вина) сократилось за 2015 год на 7%, до 279 млрд рублей.
По прогнозам специалистов алкогольной отрасли, бюджет не выиграет и от увеличения акциза в 2016 году, рынок сократится на 10% и акцизные сборы останутся на уровне 2015 года (с пива - 135 млрд руб.). При этом необходимо учесть, что в период с 2009 по 2016 год ставки акциза на пиво были увеличены в семь раз с 3 рублей до 21 рубля за литр.
Основные негативные факторы
Анализируя приведенные выше показатели, эксперты считают, что причиной, столь значительного снижения объемов производства и потребления пива является чрезмерное государственное регулирование пивобезалкогольной отрасли в целом. Ежегодное изменение законодательства происходит без учета результатов предыдущих изменений и прогнозов возможных последствий для отрасли.
Справочно: С 1995 года по 2015 год Федеральный закон № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» поправлялся около 30 раз, количество измененных и дополненных статей и отдельных норм в этих статьях давно перевалило за 350, практически нет такой статьи, в законе которая бы не менялась, а некоторые из них изменялись несколько раз.
В результате – пиво приравнено к алкогольной продукции, усложнен процесс администрирования производства продукции (счетчики, АСИУ, ЕГАИС, декларирование объемов производства), увеличен акциз на пиво, введены ограничения на розничную продажу по времени и месту, запрещена реклама, возможно введение лицензирования производства пива и запрет использования ПЭТ, неразбериха в терминах и определениях, введён реестр алкогольной продукции и журнал учёта розничных продаж, введено уведомление о начале оборота алкогольной продукции.
Бесконечное изменение законодательства требует от РРП пивобезалкогольной продукции постоянной корректировки и изменений внутренних процедур и процессов своей деятельности, что в свою очередь связано с финансовыми затратами, порой значительными.
Кроме того, увеличение курса валют приводит к росту стоимости импортных ингредиентов и комплектующих, что неизбежно отражается на увеличении стоимости пивобезалкогольной продукции, и это при том, что сегодня производство пива низкомаржинальный рынок и производители не сразу и часто не полностью переносят увеличившиеся расходы на потребительскую цену.
Рассматривая меры государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в контексте Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией необходимо отметить, что употребление алкоголя в России снизилось с 18 л на душу населения в 2009 году до 13,5 л в 2013 году.
К сожалению, приходится констатировать тот факт, что нынешнюю ситуацию в пивобезалкогольной отрасли многие эксперты и чиновники приводят как, пример неэффективного, поспешного, непрофессионального и невзвешенного государственного регулирования, которое тормозит развитие сразу нескольких смежных отраслей экономики. По данным исследований, рост акцизов на фоне ужесточения госрегулирования в пивобезалкогольной отрасли привел к сокращению 61 тыс. рабочих мест, а также замедлению роста ВВП на 59 млрд рублей. Убытки смежные отраслей (сельское хозяйство и упаковка) составили около 38 млрд рублей.
Очередным негативным фактором, повлиявшим на столь значительное снижение объемов производства и потребления пива, является запрет на торговлю пивом в нестационарных торговых объектах. Этот запрет поставил малые торговые объекты в сложную экономическую ситуацию, что привело к закрытию порядка 45 тысяч киосков в 2014 году. Изъятие высокомаржинальных товарных категорий, таких как пивобезалкогольная продукция, из оборота малой розницы приводит к диспропорции в развитии форматов розничной торговли и тормозит конкуренцию. Малые торговые форматы зачастую являются единственным каналом сбыта для РРП пивобезалкогольной продукции.
Становится очевидным, что государственная политика ограничений в отношении пивобезалкогольной отрасли не способствует снижению алкоголизации населения. Один из основных принципов государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией полностью нивелируется состоявшимся переводом пивобезалкогольной отросли в алкогольную.
Россия остается одной из немногих стран мира в которой больше половины чистого спирта потребляется через крепкий алкоголь, а приоритетной задачей является изменение структуры потребления населением алкогольной продукции за счет уменьшения доли потребления крепких спиртных напитков при одновременном снижении общего уровня потребления алкогольной продукции.
Воздействие перечисленных причин на пивобезалкогольную отрасль страны, вероятнее всего, приведет к дальнейшему снижению спроса на российском пивном рынке на 7 – 10 % и по экспертным оценкам продлится как в 2016 году, так и в 2017 году. По мнению финансовых аналитиков, законодательное и налоговое регулирование пивобезалкогольной отрасли в России продолжает оставаться в числе самых несбалансированных в мире.
Цели и задачи Концепции
Целями устойчивого экономического развития РРП пивобезалкогольной отрасли являются:
содействие неуклонному и устойчивому экономическому росту РРП пивобезалкогольной продукции, полной и производительной занятости и достойной работе занятых в пивобезалкогольной отрасли и смежных с ней отраслях;
создание прочной инфраструктуры РРП пивобезалкогольной продукции, содействие обеспечению устойчивой индустриализации и внедрению инноваций в предприятиях РРП пивобезалкогольной продукции;
обеспечение рациональных моделей потребления пива и его производства;
укрепление средств достижения устойчивого развития РРП пивобезалкогольной продукции и активизация работы механизмов партнерства между представителями РРП пивобезалкогольной продукции и органами государственной власти в интересах устойчивого развития;
изменение структуры потребления населением алкогольной продукции за счет уменьшения доли потребления крепких спиртных напитков путем изменения акцизной политики в отношении пивобезалкогольной продукции;
обеспечение рационального и эффективного использования экономических и технологических ресурсов РРП пивобезалкогольной продукции.
Приоритетными задачами в реализации поставленных целей является:
внесение предложения о введении в закон отдельной главы, регулирующей вопросы производства, оборота и розничной продажи пивобезалкогольной продукции, проведения в отношении этой продукции государственного контроля (надзора);
внесение в закон понятия «пивобезалкогольная продукция» позволяющего чётко структурировать виды и (или) категории пивобезалкогольной продукции, однозначно трактовать термин для всех участников алкогольного рынка, предотвратить негативное восприятие и путаницу в существующих определения относящихся к пивобезалкогольной продукции;
введение раздельного регулирования по видам пивобезалкогольной продукции (процентному отношению спирта в готовой продукции и используемому сырью - категорирование пивобезалкогольной продукции);
введение раздельного регулирования по технологическим операциям и технологическим средствам, используемым при производстве пивобезалкогольной продукции;
введение раздельного регулирования по видам экономической деятельности - производство, хранение, поставка, розничная продажа пивобезалкогольной продукции;
установление дифференцированной ставки акцизов для пивобезалкогольной продукции (в зависимости от вида (категории) продукции, процентному отношению спирта в готовой продукции и месту продажи);
расширение перечня мест для осуществления розничной продажи и потребления пивобезалкогольной продукции.
Мероприятия по реализации Концепции
Мероприятия по реализации настоящей Концепции предусматривают применение программно-целевого метода как наиболее эффективного метода достижения как хозяйственных, так и локальных производственных, технических и экономических задач для пивобезалкогольной отрасли.
На федеральном уровне реализацию целей и задач настоящей Концепцией предусматривается обеспечивать путем осуществления разработки проектов законодательных и нормативных правовых актов в сфере регулирования пивобезалкогольной продукции, обеспечения качества, безопасности пивобезалкогольной продукции и противодействия реализации нелегально произведенной пивобезалкогольной продукции.
Основные (стратегические) мероприятия по реализации целей и задач настоящей Концепции представлены в «дорожной карте».
Информационное обеспечение реализации Концепции
Информационное обеспечение реализации определенных настоящей Концепцией целей и задач предполагает использование данных государственной статистики, итогов переписей населения, данных социологических и медицинских исследований о состоянии потребления пивобезалкогольной продукции населением страны, на основе современных информационных технологий и с учетом международного опыта.
Необходимо обеспечить информационную поддержку реализации плана мероприятий «дорожной карты» устойчивого экономического развития РРП пивобезалкогольной продукции в средствах массовой информации, в тематических теле- и радиопрограммах, газетах и журналах, сети Интернет, проводить информирование представителей алкогольной отрасли и населения о результатах реализации «дорожной карты». Активно вовлекать в процесс реализации «дорожной карты» экспертов авторитетных научных и общественных организаций, представителей смежных отраслей, региональных администраций и ассоциаций.
Информационное воздействие должно быть достаточно долговременным и последовательным, проработано стратегически и методически.
Заключительное положение
Концепция является программным документом, ориентированным на устойчивое экономическое развитие РРП пивобезалкогольной продукции на основе раздельного регулирования.
Мероприятия, заложенные в Концепции особенно актуальны в условиях сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры.
Реализация плана мероприятий позволит остановить падение объемов производства пивобезалкогольной продукции, повысить деловую активность в пивобезалкогольной отрасли, сохранить рабочие места, восстановить интерес к отрасли у поставщиков сырья и технологического оборудования, привлечь инвестиции, изменить структуру потребления алкогольной продукции за счет уменьшения доли потребления крепких, стабилизировать ситуацию в сфере противодействия нелегальному производству и обороту пивобезалкогольной продукции, наладить цивилизованный диалог с органами государственной власти.
Список использованных источников
1. Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года № 2128-р;
2. План действий Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году, утвержденный Правительством Российской Федерации от 1 марта 2016 года;
3. Мониторинг об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2015 году [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depMacro/2016090201;
4. Российский рынок пива. Комплексный анализ и прогноз [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.analyticgroup.ru/news/?id=266;
5. Глобальный доклад Всемирной организации здравоохранения о положении в области алкоголя и здоровья 2014 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.who.int/mediacentre/news/releases/2014/alcohol-related-deaths-prevention/ru/;
6. Анализ рынка алкогольных напитков в 2009-2013 гг, прогноз на 2014-2018гг [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://profibeer.ru/main/834/;
7. Доля водки в алкогольных предпочтениях россиян продолжила снижаться [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.interfax.ru/business/482861;
8. Основные показатели, характеризующие рынок алкогольной продукции в 2012-2014 годах [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://fsrar.ru/industry/1261678438828/statisticheskij_sbornik_osnovnye_pokazateli_harakterizujushhie_rynok_alkogolnoj_produkcii_v_2012_2014_godah;
9. Исследования акцизной нагрузки на отдельные категории алкогольных продуктов (вино, пиво, крепкий алкоголь) в разных странах мира [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://profibeer.ru/analytics/2181/.