«Торговля в аэропортах передвинулась вместе с пассажиропотоком»

Магазины беспошлинной торговли переориентируются на внутренние рейсы

«Торговля в аэропортах передвинулась вместе с пассажиропотоком»
Ритейл в аэропортах растет на внутренних перелетах. Магазины Duty Paid расширяют торговые площади в зонах вылетов по России. Об этом пишет газета «Ведомости». Так, по итогам финансового года, который закончился в мае 2016-го, площадь таких магазинов в аэропорту Домодедово увеличилась на четверть. Она составила почти 1000 кв. м. Торговые точки Duty Paid — это магазины с оплаченной пошлиной. Однако, согласно российским законам, в них нельзя продавать алкоголь. Предприниматели следуют за авиационными трендами, уверен пиар-директор аэропорта Домодедово Анатолий Ходоровский.

«Если раньше соотношение между международным и внутренним сектором в аэропорту Домодедово составляло в целом 60/40, то сейчас 50/50. Это, прежде всего, связано с изменением общего тренда в авиации. Курсовая политика, падение реальных доходов населения, закрытие определенных направлений, уход многих иностранных компаний, сокращение перевозок за рубеж по понятным макроэкономическим причинам привели к тому, что доминировать стали внутренние направления. Соответственно, торговля в аэропортах передвинулась вместе с пассажиропотоком», — пояснил Ходоровский.

В аэропорту Шереметьево торговые зоны Duty Paid в зонах внутренних вылетов увеличились почти в два раза. Их площадь выросла до 800 кв. м, сообщают «Ведомости». Зарабатывать и успешно расширяться ритейлерам позволяет специфика аэропортов, считает общественный уполномоченный по делам малого и среднего бизнеса Виктор Ермаков.

«Естественно, если брать замкнутые территории аэропортов, то люди, там находящиеся, часто совершают покупки, даже иногда для того, чтобы занять время. Конечно, это место хорошее. Понятно, почему они там пытаются свои сети расширить. Там можно диктовать, в том числе, монопольные цены, что и делают. Если мы посмотрим, какие цены в кафе, в ресторанах, в торговых сетях — в аэропортах они почти в разы выше, чем в других местах, и, тем не менее, люди покупают», — сказал «Коммерсантъ FM» Ермаков.

В то же время, площадь магазинов duty free в Домодедово выросла всего на 3%. Более того, в терминале D аэропорта Шереметьево свои точки закрыл старейший беспошлинный ритейлер — Moscow duty free. Сейчас он владеет 26 магазинами в Домодедово и Шереметьево, хотя еще зимой их было вдвое больше, пишут «Ведомости». Доходы Duty радикально сократились не только из-за запретов на полеты в Египет и продажи путевок в Турцию, отметил руководитель аналитического агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

«Ситуацию осложнило вхождение в состав Таможенного союза ряда государств, беднейшие из которых уже не могут приносить выручку операторам магазинов duty free. Правительство, несмотря на многочисленные инициативы представителей сообщества, так и не приняло положительного решения по замещению магазинов duty free на прилете в российских аэропортах так, чтобы российские путешественники могли именно в российских аэропортах приобретать беспошлинные товары и оставлять деньги в России, а не за рубежом», — рассказал Пантелеев.

По данным Росавиации, пассажиропоток трех главных московских аэропортов в мае 2016 года составил более 6 млн человек. При этом объем международных перевозок, год к году, уменьшился на 22%, а внутренние направления выросли на 2,5%.

Тимофей Юртов
Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ 

www.Kommersant.ru