Рейтинг открытости федеральных органов исполнительной власти-2016

Лидером рейтинга открытости среди федеральных ведомств в 2016 г. признано МЧС. Замыкают список Минстрой и Росавтодор.

МОСКВА, 6 декабря 2016 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) совместно с Открытым правительством представляет ежегодный рейтинг открытости федеральных органов исполнительной власти. Рейтинг отражает качество реализации Концепции открытости в работе федеральных органов исполнительной власти, утвержденной распоряжением Правительства РФ 30 января 2014 года[1].

В 2016 г. был составлен второй масштабный рейтинг открытости ФОИВ, охвативший 38 федеральных органов исполнительной власти.

Комплексный рейтинг открытости ФОИВ-2016 составлен на основе оценок четырех референтных групп (население, исполнители, представители бизнеса, эксперты) информированности о деятельности ФОИВ (освещение в СМИ, доступность, понятность и доверие к информации); взаимодействия с референтными группами (ФОИВ с Общественным советом и населением); оценки деятельности ФОИВ и уровня коррумпированности ведомств.

Лидерами рейтинга стали МЧС России – значение комплексного индекса* составило 58,7 п., Минобороны России (57,5 п.) и Россельхознадзор (53,7 п.).

Наименее «открытыми» ведомствами, согласно результатам исследования, являются  Роспотребнадзор (46,2 п.), Минприроды России (45,9 п.), Росздравнадзор  (45,8 п.), Минтранс России(45,3 п.), ФССП России (45,0 п.), Минкавказ России (44,8 п.), Минсельхоз России (43,9 п.),Минвостокразвития России (43,5 п.), Росавтодор (42,9 п. ), Минстрой России (42,9 п. ).

В ТОП-10-лидеров роста (повышение места в рейтинге по отношению к результатам 2015 г.вошли Россельхознадзор (+18), Минкультуры России (+18), Росрыболовство (+17), Росалкогольрегулирование (+13), Минздрав России (+11), Минэнерго России (+10), Минпромторг России  (+10), Минобрнауки России (+8), Минюст России (+7), МВД России (+6).

К десятке ведомств, чье положение в рейтинге ухудшилось наиболее заметно, относятсяРоспотребнадзор (-19), Минспорт России (-18), Росздравнадзор (-18),  Минэкономразвития России(-17), Минвостокразвития России (-12), Минтруд России (-10), Росаккредитация (-10), Минприроды России (-10), Минфин России (-9), ФАС России (-9).

*Комплексный индекс открытости ФОИВ рассчитан на основе данных опросов населения, исполнителей (сотрудники региональных и муниципальных органов власти, руководителей общественных организаций), представителей бизнеса (руководители предприятий и организаций) и экспертов. При расчете средних значений учитывались только содержательные ответы, был использован принцип равновесности, когда наилучшему значению присваивается показатель 100, наихудшему – 0. Расчет показателей производился от групп, способных оценить анализируемое направление оценки. При расчете комплексного индекса использованы экспертно установленные весовые коэффициенты.

Исследование ВЦИОМ проведено в июле-сентябре 2016 г. в несколько этапов: 1) 27 всероссийских* опросов – по 1200 человек (1 опрос по каждому ФОИВ). Метод опроса – телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Статистическая погрешность не превышает 3,9%; 2) опросы исполнителей (сотрудники региональных и муниципальных органов власти, руководители общественных объединений) (5700 человек); 3) опросы представителей бизнеса (руководители предприятий и организаций) (5700 человек); 4) экспертные интервью (367 человек).

* По Минкавказ России опрошены жители СКФО; по Минвостокразвития России – жители ДВФО; по Росавтодор - автовладельцы; по Минсельхоз России – сельское население; по Минобрнауки России – учащиеся и родители учащихся.

Комплексный индекс открытости федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ)*(приведены значения в пунктах, в скобках - прирост в местах по отношению к результатам 2015 года)

I группа (безусловно открытые)

МЧС России

58,7 (+1)

Минобороны России

57,5 (-1)

Россельхознадзор

53,7 (+18)

II группа (скорее открытые)

Роскомнадзор

53,4 (+2)

Минкультуры России

52,8 (+18)

МИД России

52,7 (+5)

Минкомсвязь России

52,0 (+5)

ФНС России

51,9 (+1)

Минюст России

51,5 (+7)

Ростехнадзор

51,4 (+4)

МВД России

51,3 (+6)

Минэнерго России

50,7 (+10)

ФАС России

50,2 (-9)

Минфин России

49,9 (-9)

Минпромторг России

49,4 (+10)

Росрыболовство

49,3 (+17)

ФТС России

49,2 (-2)

III группа (скорее закрытые)

Минтруд России

48,6 (-10)

Минздрав России

48,5 (+11)

Минэкономразвития России

48,5 (-17)

Минобрнауки России

48,1 (+8)

Росалкогольрегулирование

47,9 (+13)

ФСИН России

47,8 (+4)

Роструд

47,8 (+3)

Минспорт России

47,6 (-18)

Ространснадзор

47,3 (-7)

Росимущество

47,0 (+5)

Росаккредитация

46,9 (-10)

IV группа (закрытые)

Роспотребнадзор

46,2 (-19)

Минприроды России

45,9 (-10)

Росздравнадзор

45,8 (-18)

Минтранс России

45,3 (-5)

ФССП России

45,0 (+5)

Минкавказ России

44,8 (+2)

Минсельхоз России

43,9 (-4)

Минвостокразвития России

43,5 (-12)

Росавтодор

42,9 (-1)

Минстрой России

42,9 (-3)

Обращаем Ваше внимание: при использовании материалов сайта www.wciom.ru или рассылки ВЦИОМ, ссылка на источник (или гиперссылка для электронных изданий) обязательна!


Документ разработан Экспертным советом при правительстве в целях повышения прозрачности и подотчетности власти и удовлетворенности граждан качеством госуправления; расширения возможностей непосредственного участия гражданского общества в подготовке и экспертизе решений органов власти; качественного изменения уровня информационной открытости власти; развития механизмов общественного контроля. Концепцию дополняют методические рекомендации по реализации принципов открытости, а также методика мониторинга и оценки открытости. Совместно эти документы составляют Стандарт открытости.