Craftbeer: как себя чувствует авторское пивоварение в России?

Мировой рынок пивоварения переживает не просто хорошие, а очень хорошие времена. Только за 10 лет с 2001 по 2011 год он вырос более чем на 30%, и эта тенденция увеличения производства сохраняется (в среднем рынок растёт на 2–3% в год). Сегодня главным драйвером роста является Китай, помимо которого в большую пятёрку входят Германия, Россия, Бразилия и Соединённые Штаты.

По данным на 2011 год доля Поднебесной составляла 25% (или 490 млн гл пива), США владели 12% рынка (225 млн гл), Бразилия — 7% (133 млн гл), Россия — 5% (98 млн гл), Германия — 5% (96 млн гл).

Острая конкуренция заставляет пивоваров искать новые пути к сердцам потребителей. Крупнейшие пивные группы осуществляют интервенцию одновременно по трём направлениям: укрепляют позиции международных брендов, развивают контролируемую систему дистрибуции, оптимизируют производство. В пятёрку самых–самых входят AB InBev, SABMiller, Heineken, Carlsberg, China Recourse Brew — эти холдинги контролируют свыше 50% мирового производства пива. Лидеры рынка сфокусированы на укреплении позиций брендов, поскольку сильный бренд вызывает доверие у покупателей, а доверие трансформируется в доходы холдингов.

Одновременно глобальные процессы консолидации рынка и развитие глобальных брендов несколько задвинули в сторону интересы самих потребителей. Так, стали менее значимы вопросы приверженности традициям пивоварения, а такое понятие как страсть к собственному продукту едва не отошло в область приданий.

Ответом на глобальное «унифицированное пиво» стало пиво авторское, а именно крафтовое. Первыми производителями оригинального hand–made продукта оказались американцы. Именно эта страна сегодня является лидером крафтового пивоварения (68% всего мирового производства), причём интерес к этому сегменту рынка проявляют и крупные игроки, и небольшие компании. В Европе самыми «крафтовыми» странами стали Бельгия и Германия, в которых в отличие от тех же Соединённых Штатов преобладают небольшие семейные производства.

В США были разработаны и критерии, согласно которым пивоварня признаётся крафтовой:

1. Предприятие должно быть небольшим (производительность не более 6 млн баррелей в год). В пересчёте на литр максимально разрешённый объём составляет 703,8 млн л пива ежегодно.
2. Предприятие должно оставаться независимым, не подверженным влиянию алкогольных холдингов. «Независимость» тоже имеет своё численное выражение. Для Европы государственная поддержка малому и среднему пивоварению оказывается в том случае, если объём производства не превышает 200 тыс гл/год. В США этот показатель определяется по доле участия алкогольного холдинга в производстве крафтовой пивоварни (не более 25%).
3. Традиции производства. Это значит, что в процессе варки пива должны применяться традиционные ингредиенты и способы ферментации. Основа крафтового пива — солод (не менее 50%), при этом все используемые добавки должны быть направлены на обогащение вкуса, а не на его облегчение (к таким компонентам относят цветы, пряности, фрукты и т.п.).
4. Крафтовые пивовары создают новые вкусы, стили, новые продукты, не имеющие аналогов. Отсутствие «пивоваренных догм», обязательные инновации с обязательным же уважением к традициям, творчество — всё это определяет работу страстных пивоваров, для которых главным должно быть вдохновение, а не на извлечение прибыли.

В Европе крафтовому пивоварению идут навстречу, регулирование осуществляется дифференцировано. Европейские государства могут устанавливать пониженную акцизную ставку, если годовая мощность производства не превышает 200 тыс гл (но не ниже 50% от действующей ставки). Для пива, доля алкоголя в котором ниже 2,8%, также может применяться пониженная ставка, то есть государство стимулирует потребление слабоалкогольных напитков. Продукт, предназначенный для личного потребления (владелец, семья, сотрудники пивоварни), вообще акцизом не облагается.

В России всё происходит с точностью до наоборот. Если пересчитать акцизную ставку на чистый алкоголь, то потребителю выгоднее покупать не пиво, а водку. Более того, уровень российских акцизов существенно превышает максимальные ставки, существующие на европейском рынке. Так, в Великобритании стандартная ставка акциза по отрасли в пересчёте на российские рубли равна 11,98 руб/л, при этом пониженная (производство до 60 000 гл/год) составляет 5,99 руб/л. Акциз на пиво с содержанием алкоголя до 2,8% — 5,75 руб/л.

Для сравнения — с 1.01.2014 в России ставка поднялась до 18 руб/л, причём на этом останавливаться не собираются. Разумеется, такие условия не способствуют развитию крафтового пивоварения, и всё же оно развивается.

На фоне общей рецессии в отечественной пивоваренной отрасли малые производства демонстрируют рост. Однако помимо неподъёмных акцизов, грозящих в любой момент пошатнуть эту тенденцию, в России существует и другая опасность, а именно дезинформация потребителя, которому любое дешёвое региональное пиво пытаются выдать за премиальный крафт. Нефильтрованное, живое и т.п. — всё это недобросовестные производители представляют как аргументы в пользу некачественного, но крафтового (якобы!) продукта.

И всё–таки ценители подлинного авторского пива в России есть. Именно для них с 2008 года и по сей день открылись и продолжают открываться сотни небольших пивоварен. Пока на этом рынке доминируют иностранные инвестиции, при этом интерес российских предпринимателей к этой теме устойчиво растёт. В перспективе можно говорить и об экспортном потенциале отечественных производителей крафтового пива.

Однако без государственной поддержки на международный рынок выйти трудно, поскольку иностранный капитал совершенно в этом не заинтересован. Отечественное крафтовое пивоварение ждёт разумной акцизной политики (здесь можно перенять европейский опыт). Кроме того, к специфике мини–пивоварен необходимо адаптировать лицензирование, ЕГАИС и прочие механизмы контроля. И тогда можно будет говорить уже не о потенциале, а об успехах отечественного авторского пива.